Содержание
- Введение
- Zhiyun Crane 3 Lab
- Не слишком ли всё это сложно?
- Устройство и принцип работы
- Рубрики новостей
- DJI OM4
- Что такое цифровая стабилизация и каков принцип её работы
- Регулировка инерционного стабилизатора изображения для фотокамеры
- Как выбрать цвет гостиной
- Диапазоны частот
- Неисправности стоек стабилизатора
- Критерии выбора
- Отказы
- Разбор отличий фотокамеры от видеокамеры в плане съёмки в движении
- Steadicam VOLT
- Стабилизатор и вспышка
- Съёмка из неустойчивого положения
- Очень короткая выдержка
- FeiyuTech SPG
- Отказы
Введение
Я пользуюсь техникой компаний Canon и Nikon. Их стабилизаторы имеют названия IS и VR. IS (Image Stabilization) это аббревиатура компании Canon, VR (Vibration Reduction) – Nikon. Стабилизатор изображения помогает мне получить гораздо более четкое изображение с длиннофокусными объективами, а также при низком уровне освещения.
IS и VR настолько важны для получения отличных снимков, что я не буду покупать объектив без них, если есть выбор.
Как я покажу далее, даже компактные фотоаппараты типа «навел и снял» с IS снимают гораздо резче, чем дорогие зеркалки с объективом без стабилизатора при некоторых условиях.
Zhiyun Crane 3 Lab
Далее в нашем рейтинге лучших ручных стабилизаторов для фотоаппаратов и камер идет Zhiyun Crane 3 Lab. Приставка Lab в названии, говорит о том, что это флагман компании, который обладает самыми передовыми функциями, позволяющими добиться съемки кинематографического качества. Особенно, раскрыть весь потенциал устройства можно при съемке в ограниченных пространствах. Также, данный девайс отлично справляется со скоростной съемкой, когда камера резко меняет свое положение. Данная модель отличается от привычных стедикамов благодаря своей ручке, в результате чего устройство как-бы находится в подвешенном состоянии, что положительно сказывается на стабилизации. Да и держать стабилизатор в таком положении гораздо удобнее, ведь рука меньше устает. Плюс ко всему, при таком хвате, вертикальная тряска сводиться к минимуму. На ручке имеется экран и пульт управления с огромным количеством режимов и настроек: регулировка плавности, переключение мощности, калибровки, зум, POV, спорт-режим и многое другое. Максимальный вес, на который рассчитан Crane 3 Lab составляет 4,5 килограмма, а это значит, что на стабилизатор можно ставить не только зеркальные фотоаппараты, но и профессиональные кинокамеры. Места на стабилизаторе хватит, можно не переживать. Также, стоит отметить, что Crane 3 Lab позволяет подключить к нему смартфон и использовать его в качестве пульта, активируя запись видео, тайм-лапсов, гиппер-лапсов, меняя настройки и угол моторов. Правда не со всеми камерами данная функция поддерживается. Что касается автономности стабилизатора, то идущие с ним в комплекте 3 аккумулятора дают 7,5 часов непрерывной работы. Показатель небольшой, но учитывая функциональность устройства этот недостаток ему можно простить.
- Нагрузка: 0.65 – 4.5 кг.
- Аккумулятор: 18650х3, 2000 мАч.
- Время работы: 7,5 ч.
- Поворот оси Tilt: 273°.
- Поворот оси Roll: 360°.
- Поворот оси Pan: 360°.
- Быстросъемная площадка.
- Ручка с экраном и пультом.
- Габариты: 205 × 366 × 331 мм.
- Вес: 1.88 кг.
Не слишком ли всё это сложно?
Пожалуй, сложновато. Но что делать? Раз уж вы взялись читать эту статью и осилили её почти до конца, значит, вы весьма серьёзно относитесь к качеству своих фотографий, и капризным стабилизатором вас не испугаешь.
Признаться, я и сам не всегда соблюдаю собственные рекомендации, и, порой, оставляю стабилизатор включённым даже при коротких выдержках, когда без него спокойно можно было бы обойтись. Особенно либеральным я становлюсь во время походов и длительных прогулок по пересечённой местности, когда от усталости тремор рук заметно усиливается, а штатив доставать некогда или лень. Но в наиболее ответственные моменты, когда качество снимков приобретает для меня принципиальное значение, я стараюсь быть предельно консервативным и не включать стабилизатор без веской на то причины.
Это подводит нас к ещё одному интересному вопросу: стоит ли вообще покупать объектив со стабилизатором, если в продаже имеется аналогичная модель без оного? Очень часто условно устаревшие объективы без VR и IS могут иметь отличную оптику и стоить при этом ощутимо дешевле более современных стабилизированных моделей. Что касается бюджетных зумов, то здесь премия за стабилизатор обычно невелика, и потому покупка последних моделей экономически почти всегда оправдана. В конце концов, при прочих равных условиях объектив со стабилизатором лучше хотя бы тем, что он универсальнее. Глядишь, и стабилизация пригодится. Но когда речь заходит о покупке дорогого профессионального стекла, разница в цене между стабилизированной и нестабилизированной версиями одного и того же объектива может быть весьма существенной. Например, популярный среди фоторепортёров Canon EF 70-200mm f/2.8L IS USM стоит 2400 $, в то время как мало чем ему уступающий Canon EF 70-200mm f/2.8L USM – всего 1400 $. И такая разница – не предел.
Проанализируйте свои потребности. Если вы занимаетесь фотосъёмкой спортивных соревнований, и, стало быть, работаете в основном на коротких выдержках, то стабилизатор вас не сильно выручит. Если в основном вы фотографируете пейзажи и архитектуру, да ещё и со штатива, то стабилизатор вам и подавно ни к чему. Равно как и при работе со студийными вспышками. И только если вы регулярно снимаете с рук в условиях недостаточной освещённости, а объекты съёмки не слишком проворны, стабилизатор будет для вас хорошим подспорьем.
Спасибо за внимание!
Василий А.
Устройство и принцип работы
Стойка представляет собой шток длиной от 5 до 20 сантиметров. С обоих концов шток имеет шарниры для подвижности. В качестве шарнирных соединений, могут быть установлены следующие варианты:
- два шаровых шарнира;
- шарнир и втулка стабилизатора;
- две втулки;
- с одной стороны шарнир, а с другой — резьба.
Как правило, шарнирные детали привариваются сваркой к штоку под прямым углом (90 градусов). В месте присоединения наконечника к стержню из металла имеет шейка (тонкий конец). Это сделали специально, то есть ослабили конструкции именно в этом месте, чтобы при превышение допустимых max нагрузок, стойка устройства ломалась именно в утонченном месте. Такой способ можно назвать механическим предохранителем. Если бы стойка ломалась в другом каком-либо месте, то она могла бы пробить днище автомобиля, причинить вред водителю или пассажирам.
Самыми популярными стойками по виду являются стойки с шаровыми шарнирами. В устройство такого типа стойки входят шаровый палец из стали и посадочное пластиковое место со смазкой, имеющей специальные температурно-динамические характеристики. На палец сверху запрессовывается крышка из металла или пластика.
Для защиты от попадания пыли в шарнирные соединения, всегда устанавливаются герметичные резиновые пыльники со смазкой. Такая простая деталь, как пыльник, значительно увеличивает срок эксплуатации устройства и подвижный механизм защищает от потери и загрязнения смазки. Основное свойство смазки для шарниров под пыльником — это морозоустойчивость, чтобы не густела в сильные морозы.
Для лучшего понимания, как работают стойки стабилизаторов, надо понять, что стойки соединяются со стабилизаторами не жестко, то есть они имеют относительно друг друга некоторую подвижность. Во время поворота машина начинается наклоняться (естественный крен) и в это время на кузов авто воздействуют одни силы, а на подвеску воздействуют силы, которые пытаются выпрямить кузов. Если силы крена намного больше, то есть риск поломки сопряженных деталей: стабилизатора и проушины ступицы. Получается, что стойка стабилизатора — это демпфер, который выравнивает противоположно направленные силы. Но, так как сила, которая хочет опрокинуть автомобиль (при резком повороте) и сила, которая против нее, обе давят на стойку стабилизатора, из-за чего шарнирные соединения стойки постепенно разрушаются.
Рубрики новостей
- 16K
- 1D X
- 3D
- 4К
- 5D mark 2
- 5D mark III
- 8K
- A6700
- Adobe Premiere Pro
- After Effects
- Apple
- Aputure
- Autel Evo II
- Axibo
- Blackmagic
- Blackmagic RAW
- BMPCC6K Pro
- Canon
- Canon 90D
- Canon EOS M
- Canon G7X Mark III
- Canon M6 Mk. II
- Canon EOS M200
- CR-S700R
- Disney
- DIY
- DJI
- DJI FPV
- DJI Mavic 3
- DJI Mavic Air 2
- DJI Mavic Mini
- DJI Mavic NEW
- DJI Mini 2
- DJI OSMO Mobile 3
- DxOMark
- Easyrig
- Edelkrone
- EOS R
- EOS R 8К
- EOS-1D C
- FAA
- Fimi X8 Mini
- follow focus
- Ford v Ferrari
- Fujifilm
- Fujifilm X-T4
- GoPro
- GoPro Max
- Gudsen Moza
- HERO 8
- Insta360
- Insta360 ONE R
- Insta360 ONE X2
- iPhone 11 Pro
- Iphone 11 Pro Max
- JibON
- Kickstarter
- KineRAW
- Laowa 24mm f/14 Probe Lens
- Leica
- Leica SL2
- making of
- MC Mini
- Mocha Pro 2020
- Moment
- Moondog Labs
- Moza AirCross 2
- Moza Mini MX
- Moza Mini-P
- Moza Slypod
- NAB
- Nicon Z8
- Nikon
- Nikon D6
- Nikon Z50
- Nikon Z6
- Nikon Z6
- Nikon Z7
- NVIDIA
- Opkix One
- Panasonic
- Platyball
- PortKeys
- PortKeys Universal Handle
- ProRes Raw
- RED
- Ronin 2
- Ronin S2/SC2
- Ronin-S
- Ronin-SC
- Samsung
- SANDMARC
- Saramonic
- Saramonic Blink500
- Saramonic Blink500 Pro
- Saramonic UwMic9s
- Screen X
- Sharp
- Sigma
- Sirui
- Sirui Swift M1
- Sirui Swift P1
- SONY
- Sony
- Sony A7R IV
- Sony A9 II
- Sony Airpeak
- Sony FX3
- Sony GP-VPT2BT
- Teradek
- TikTok
- V-Coptr Falcon
- Varavon
- VooDoo
- VR
- Xiaomi
- Xiaomi FIMI Palm
- Xiaomi FiMi X8 SE
- Xiaomi Mi Mix 4 Pro Max
- Xiaomi Mi Mix Alpha
- Yuneec
- Yuneec E30Z
- Yuneec Mantis G
- Yuneec Typhoon H3
- Zero Zero Robotics
- Zhiyun Crane 2S
- Zhiyun Crane 3S
- Zhiyun Smooth-Q2
- Zhiyun SMOOTH-XS
- Zhiyun-Tech
- Аксессуары для смартфонов
- Анимация
- Анонс
- Аудио
- Бикоптер
- Биография
- Вертолеты
- Видео
- Видеоредактор
- Видеоэффекты
- Видоискатель
- Визуальные эффекты
- Война миров
- Грим
- Дроны
- Дымка
- Звук
- Зеленая миля
- Игры пристолов
- Камера для Дронов
- Кино
- Кино 2019
- Киноафиша
- Кинокадр
- Кинокамера
- Кинооператор
- Кинооператоры
- Кинопроизводство
- Композитинг
- Кран
- Макросъемка
- Матрица 4
- Маяк
- Мониторы
- Монопод
- Монтаж
- Нейросети
- Новинка
- Новинки
- Новое британское кино
- Новости
- Новый год
- Обвес
- Обзор
- Обновление прошивки
- Оборудование
- Объективы
- Операторский кран
- Охотники за привидениями
- Подводная съемка
- Практика
- Приемы в кино
- Программное обеспечение
- Радиопетличка
- Радиосистемы
- Режиссеры
- Ремейк
- Роботы в кино
- Роджер Дикинс
- Рождество
- Свет
- Светофильтры
- Слайдер
- Смартфоны
- События
- Солярис
- Софт
- Спецэффекты
- Стабидизация видео
- Стабилизаторы
- Стабилизаторы камеры
- Стабилизация видео
- Стабилизация изображения
- Старое кино
- Стедикам
- Сценарий
- Съемка автомобилей
- Т34
- Телефоны
- Технологии в кино
- Трейлер
- Трюки
- Уроки
- Фильтры для объективов
- Фото
- Фотоаппараты
- Фотокамеры
- Художник по гриму
- Хэллоуин
- Цвет в кино
- Цветовая коррекция
- Черная вдова
- Штативы
- Штатная головка
- Экшн камеры
- Эффекты
- Юмор
DJI OM4
DJI OM4 — пожалуй, самый популярный стедикам для смартфонов. Этот ручной стабилизатор не входит в бюджетный сегмент и стоит от $170. За такие деньги пользователю достается компактный стильный стедикам со съемным креплением для смартфона на магнитах. Так проще начать съемку почти в любой момент, просто доставая аппарат из кармана и примагничивая его к стедикаму.
DJI OM4 поддерживает смартфоны толщиной от 6,9 мм до 10,0 мм. Стабилизатор оснащен функцией автоматического изменения ориентации съемки, режимом автоматического создания панорамы с клонами человека и умеет много чего другого. Все это реализовано в фирменном приложении, но работает и с другим ПО для камер.
DJI OM4 оснащен батареей емкостью 2 450 мАч. Этого достаточно для 15 часов работы. При желании стедикам используется, как повербанк для смартфона. Подключение происходит по Bluetooth 5.0. У модели богатая комплектация, но у стедикамов попроще есть почти то же самое.
Цены в магазинах
Что такое цифровая стабилизация и каков принцип её работы
Схематический пример использования цифровой стабилизации с обрезкой матрицы в камере современного смартфона — итоговое изображение окажется внутри одного из красных прямоугольников (источник оригинала фото: Unsplash)
Цифровую стабилизацию также часто называют электронной — ее используют лишь из-за простоты. Для нее не нужны какие-то дополнительные аппаратные компоненты, которые увеличивают как себестоимость, так и дальнейшую стоимость гаджета — используются только те, которые уже встроены в смартфон, и основой технологии становится программное обеспечение
Несмотря на это, даже цифровая стабилизация значительно повышает качество фотографий и видеозаписей, поэтому уже на нее нужно обратить повышенное внимание. Тем не менее, справедливости ради, сегодня она используется повсеместно
У цифровой стабилизации достаточно простой алгоритм работы. Представьте себе матрицу камеры смартфона, которая состоит из отдельных пикселей, — чтобы упростить, пусть это будет условный квадрат 10 на 10 точек. Когда стабилизация отключена, во время съемки используется вся площадь матрицы. После ее активации, происходит обрезка — вместо 10-ти начинает использоваться на пару точек меньше по каждой стороне. Основываясь на данных гироскопа и акселерометра, квадрат 8 на 8 перемещается по матрице камеры, чтобы компенсировать тряску гаджета. Вот и весь секрет.
На первом снимке показана имитация использования цифровой стабилизации — не все изображение попало в кадр, но оно более четкое; на втором снимке показана имитация тряски без использования цифровой стабилизации — все изображение попало в кадр, но оно менее четкое (источник оригинала фото: Unsplash)
Число точек, которые фактически обрезает каждое устройство, зависит от агрессивности работы цифровой стабилизации, используемой им. После обрезки числа пикселей качество изображения также падает — чем более агрессивно работает стабилизация, тем сильнее. Тем не менее, чаще всего это оправдано отсутствием смазанных участков. Ранее про цифровую стабилизацию было больше разговоров, но сегодня без помощи оптической ее оставляют только в недорогих смартфонах.
Регулировка инерционного стабилизатора изображения для фотокамеры
Если вы используете грузики, положение центра тяжести которых нельзя изменить (как на фото), то отрегулировать горизонт можно путём поворота вертикальной планки на небольшой угол в узле её крепления. Перед регулировкой, один из винтов отпускается, а второй затягивается не до конца. После чего, планка устанавливается в нужно положение, и оба винта затягиваются.
Если в камере нет электронного индикатора уровня, то для юстировки горизонтального положения камеры можно использовать внешний пузырьковый уровень.
Если отказаться от установки быстросъёмной площадки, и использовать стандартный фото винт, то такой стабилизатор можно изготовить за пару часов.
А вот идея, как можно приподнять фото винт от фотовспышки над горизонтальной планкой. Давным-давно использовал это решение здесь>>>
Как выбрать цвет гостиной
Цветовая гамма этого помещения должна быть выполнена в оттенках способствующих расслаблению, как эмоциональному, так и физическому. Психологи рекомендуют несколько основных цветов:
- Мятный.
- Пшеничный.
- Светло-голубой.
- Сиреневый.
- Зеленый.
Несмотря на популярность окрашивания стен, многие предпочитают по старинке оклеивать стены обоями.
Однако среди разнообразия этого материала, легко запутаться и не каждый знает как выбрать обои для гостиной. Для правильного выбора, необходимо учитывать несколько критериев:
- Свойства того или иного вида обоев.
- Натуральность материала.
- Цена.
- Расцветка (однотонная или с принтом).
В последние годы особую популярность приобрели пробковые или бамбуковые обои, поскольку они обладают отличными звуко- и теплоизоляционными свойствами, а также прекрасно смотрятся в интерьере.
Диапазоны частот
Вибрация имеет амплитуду и частоту. Системы стабилизации способны обрабатывать колебания только в определенной полосе частот.
Интересующий нас диапазон лежит в пределах от 0,3 Гц до 30 Гц.
VR и IS игнорируют очень низкие частоты, так как иначе их работа будет создавать трудности при съемке с проводкой или слежением.
Частоты выше 30 Гц также не являются особо важными. Наши мышцы не сокращаются быстрее 30 раз в секунду, а внешние высокочастотные вибрации фильтруются массой нашего тела и массой камеры.
Никогда не ставьте камеру на нечто, что вибрирует с высокой частотой. Держите ее в руках, чтобы вибрации гасило ваше тело.
Выше определенного диапазона амплитуды (силы вибрации), механика системы стабилизации уже не может скомпенсировать ее, чтобы противодействовать большому смещению, например, если вы снимаете с машины, которая едет по бездорожью.
Неисправности стоек стабилизатора
Неисправности можно определить, зная симптомы, признаки неправильной работы. При возникновении неполадок в работе стабилизаторных стоек появляются следующие признаки:
- Во время движения по неровной дороге есть характерный стук. Этот признак бывает на машинах, на которых установлены стойки с шаровыми шарнирами. Например, стабилизатор стучит при переезде «лежачего полицейского» (искусственно созданная неровность дороги для снижения скорости).
- Во время движения по ровной дороге машину тянет то влево, то вправо.
- Во время обычного поворота автомобиль кренится (наклоняется) больше, чем было.
- Наблюдается поперечное раскачивание кузова авто при движении по ровной дороге.
Причины поломок стоек стабилизаторов
Самый уязвимый элемент в этом узле — это шарнирные соединения. Причины могут быть следующие:
- Порвался пыльник, из-за чего пыль попадает на смазку и в само соединение.
- Стерлась обойма шарового пальца. В этом случае шаровый палец болтается в посадочном месте.
Ремонтировать стойки — это сложный процесс. Для этого нужно заводское хорошее оборудование. Можно просто заменить изношенную деталь, палец шаровый или втулку. Стоимость таких работ высокая. Поэтому лучше купить новые стабилизаторы. Не обязательно покупать оригинальные, можно купить обычные, они также хорошо работают.
Критерии выбора
Рассмотрим подробнее характеристики, на которые следует обязательно обратить внимание при выборе стабилизатора
- Автономность. Для большей части моделей емкости АКБ достаточно для автономной работы до 2,5 часов. Стабилизаторы с более мощным аккумулятором работают без дополнительной зарядки около 4 часов. Источником электроэнергии служат многоразовые перезаряжаемые литий-ионные батареи. Почти во всех модификациях есть возможность применения пальчиковых батареек, автомобильного прикуривателя или зарядки от ноутбука. Если вы планируете работать с девайсом дольше, чем это позволяет мощность батареи, целесообразно купить дополнительный источник.
- Масса прибора. Если она слишком велика, руки быстро устанут. Поэтому выбор делается с таким расчетом, чтобы работать было максимально комфортно.
- Кнопка спуска, вынесенная на ручку. Это объективная необходимость, поскольку при наличии стабилизатора нажимать на кнопку съемки не слишком удобно. А голосовым управлением оснащены далеко не все модели смартфонов.
- Конструкция крепления. В этом отношении оптимальны стедикамы с универсальными крепежами. В противном случае камера, телефон или фотоаппарат не будут надежно зафиксированы.
- Стабилизация по 3 осям одновременно. Это способствует повышению качества изображения при видеосъемке.
Несколько слов о том, какую модель выбрать: электрическую или механическую. Сравним оба варианта по таким показателям:
- цена;
- простота пользования;
- степень сложности конструкции;
- качество картинки;
- автономность;
- дополнительный функционал.
Исходя из приведенных параметров, стабилизаторы механического типа отличают следующие достоинства:
- невысокая стоимость. 2-3 тыс. рублей достаточно для покупки неплохой модели;
- простая конструкция. Регулировка или даже замена детали, как правило, не вызывает сложностей;
- энергонезависимость.
Есть и минусы:
- необходимость самостоятельной регулировки грузиками под конкретную модель камеры, а также корректировки положения после транспортировки;
- зависимость качества полученной картинки от правильности настройки подвеса.
К преимуществам электрических моделей относятся:
- простота пользования. Достаточно просто включить и спокойно снимать. Возможно управление при помощи джойстика;
- замечательное качество изображения — лучшее, что только можно представить;
- богатый набор дополнительных функций: изменение направления съемки, автоматизированная адаптация под камеру и т. д.
Недостатки:
- высокая цена. Чтобы купить хорошую модель, потребуется от 10 тыс. рублей;
- большое количество электроники. Самому починить такую аппаратуру практически нереально, а профессиональный сервис далеко не дешев;
- необходимость периодической подзарядки батареи.
Отказы
VR и IS системы могут иногда выйти из строя и работать с ошибками. Если это случилось, отключите их, пока не появится возможность сдать объектив в ремонт.
Мой первый Canon 28-135mm IS имел интересный дефект стабилизатора. Он хорошо работал на длинных выдержках, но при дневном свете и коротких выдержках снимки получались хуже!
Я отослал его к Canon по гарантии, и Canon быстро заменил систему, в результате чего объектив стал работать без сбоев.
Вот почему я всегда проверяю вновь купленные объективы. Снимаю со стабилизацией и без нее, при разных выдержках и фокусных расстояниях, чтобы узнать, где я получу наилучшие результаты. Таким образом вы сможете даже поймать редкий заводской дефект.
Разбор отличий фотокамеры от видеокамеры в плане съёмки в движении
Первое отличие – отсутствие электронного стабилизатора. Но ведь никто не запрещает применить программную стабилизацию изображения к уже готовому видеоролику. К тому же, когда имеется исходное видео, то эту операцию можно произвести с учётом особенностей отснятого материала. Например, часть ролика можно стабилизировать, а часть зафиксировать, чтобы видео-картинка вообще не двигалась, будто съёмка велась со штатива.
Не стоит надеяться на оптический стабилизатор, который имеется в современных фотокамерах. Он может только ухудшить результаты видеосъёмки в движении, и его лучше отключить. Во всяком случае, обе мои камеры, при включённых оптических стабилизаторах, добавляют подёргивание в видео, снятое в движении, хотя и довольно хорошо справляются при неспешной съёмке.
Второе отличие – отсутствие запаса по размеру изображению, необходимого для постобработки с применением программной стабилизации. Дело в том, что при софтверной стабилизации, часть исходного изображения утрачивается.
В видеокамерах для нужд стабилизации изображение формируется с запасом, поэтому результирующая, уже стабилизированная картинка сохраняет заданное разрешение.
В фотокамере этот недостаток можно частично компенсировать, если при съёмке выбрать заведомо меньшее фокусное расстояние объектива и большее разрешение изображения, чем требуется для конечного кадра. Ведь, для любительского видео некоторое снижение предельного разрешения не столь критично, как нестабильность картинки на экране.
Если же съёмка ведётся в разрешении, превышающем разрешение конечного фильма, то потери будут и вовсе несущественны. Ведь каждое очередное разрешение видеокартинки превышает предыдущее в 1,5 раза.
Но даже с учётом вышесказанного, получить приличные результаты съёмки в движении не удаётся. Причина в потере значительной площади изображения, необходимой для программной стабилизации, и обусловленной слишком большой амплитудой дрожания фотокамеры. Кроме этого, резкие изменения положения камеры создают заметные артефакты изображения, с которыми не может справиться программа стабилизации изображения.
У меня никогда не было видеокамеры профессионального класса, но я всегда с интересом наблюдал, как профессиональные видеооператоры, меняя ракурс съёмки, заставляют камеру парить в пространстве. Они изменяют положение камкордера, как будто в руках у них спящий младенец. А благодаря встроенному в видеокамеру стабилизатору, плавность движения получается не хуже, чем при использовании самых навороченных электромеханических стедикамов. И хотя, подобные чудеса эквилибристики, операторы обычно вытворяют не в условиях быстрого движения, всё равно, становится ясно, что есть и другие отличия между профессиональной видеокамерой и любительской мыльницей.
Рассмотрим менее явные отличия любительских фотокамер от видеокамер, с учётом особенностей уже профессиональных камкордеров.
Третье отличие – малый вес любительской фотокамеры. Тогда как, видеокамера высокого класса может весить полтора килограмма и более, любительская мыльница редко дотягивает до 300-400 грамм.
Кроме этого, в отличие от фотокамеры, у камкордера вес распределён вдоль оптической оси объектива, что значительно улучшает инерционную стабилизацию изображения без дополнительных затрат.
Четвёртое отличие – отсутствие ручки. У профессиональных видеокамер есть расположенная сверху ручка, которая позволяет плавно перемещать видеокамеру в пространстве одной рукой.
Подозревая, что эта самая ручка и является одним из важных компонентов системы стабилизации видеокамеры в движении, я поставил несколько простых экспериментов, чтобы в этом убедиться. Вы можете их легко повторить, прежде чем браться за напильник и ножовку или покупать готовые гаджеты для стабилизации изображения.
Steadicam VOLT
Рис. 8.
А вот этот гаджет больше подойдет профессионалам. Новичкам разобраться во всех настройках данного стабилизатора будет очень сложно.
Тем не менее, девайс обладает превосходными параметрами стабилизации. Именно благодаря своей уникальной конструкции. Но пользоваться таким девайсом долго невозможно.
Полный вес конструкции составляет 1100 грамм. Это значит, что долго пользоваться девайсом действительно не получится. Даже если держать его в обеих руках.
Тем не менее, стабилизация получается действительно качественной. И за это приходится платить. Во всем остальном, у Вольта довольно-таки обычные характеристики.
Так, девайс обладает отдельными элементами управления, выведенными на ручку держателя. Универсальное крепление позволяет использовать со стедикамом любой смартфон.
Но также поддерживаются и камеры стандарта GoPro. Времени автономной работы стабилизатора должно хватить для всех задач. Оно составляет 8 часов.
Ценник у гаджета довольно высокий. Вероятно, это связано со сложностью конструкции. Другого объяснения нет. Стоит отметить, что данный стабилизатор популярен среди профессионалов.
Однако обычные пользователи не стремятся его приобретать. Тем не менее, продажи у Вольта хорошие. Именно из-за его характеристик.
Стабилизатор и вспышка
Если вы хотя бы время от времени пользуетесь встроенной вспышкой фотоаппарата (а встроенной вспышки не бывает только у профессиональных камер), то, возможно, вас поджидает ещё один неприятный сюрприз: пока вспышка перезаряжается, стабилизатор не работает. В силу того, что и вспышка, и стабилизатор являются довольно активными потребителями электроэнергии, камера бывает вынуждена сдерживать их конкуренцию за доступ к аккумулятору, и делает она это отключая питание стабилизатора, пока конденсатор вспышки полностью не зарядится. Камера справедливо предполагает, что раз уж вы включили вспышку, то, скорее всего, вы заинтересованы в её максимально быстрой перезарядке, даже ценой отказа от стабилизации. Если вспышка работает на максимальной мощности, то для полной перезарядки ей может потребоваться до нескольких секунд. Единственным радикальным решением этой проблемы является установка в горячий башмак дополнительной вспышки с независимым питанием.
Съёмка из неустойчивого положения
В некоторых ситуациях дрожание камеры может быть особенно интенсивным. Всякий раз, когда вы фотографируете на ходу, или на весу, или держа камеру на вытянутых руках, а то и в одной руке, вы тем самым любезно приглашаете шевелёнку в кадр. В целом, я советую избегать подобных ситуаций, но когда они неизбежны, оптическая стабилизация будет весьма кстати. Например, некоторые нестандартные ракурсы просто недостижимы, если держать камеру строго по уставу. А уж от альпиниста, который висит над обрывом и хочет мимоходом сфотографировать высокогорный пейзаж, сложно требовать, чтобы он занял сколько-нибудь устойчивое положение или воспользовался штативом. Словом, если обстоятельства требуют, смело включайте стабилизатор, – по крайней мере, он убережёт вас от грубой нерезкости и позволит вам получить интересный снимок.
Отдельного упоминания заслуживает фотосъёмка с транспортных средств, находящихся в движении: автомобилей, лодок, вертолётов, фуникулёров и т.п. Здесь к тремору рук фотографа добавляется довольно интенсивная внешняя вибрация и потому использование стабилизатора весьма и весьма желательно. Звенящей резкости в таких условиях ждать всё равно не приходится, так пусть стабилизатор хоть немного облегчит вам жизнь.
Никогда не нужно опираться на борт моторной лодки или прижимать камеру к стеклу иллюминатора. Старайтесь сесть или стать так, чтобы по возможности вообще не прислоняться ни к каким конструкциям проводящим вибрацию. Держите фотоаппарат в руках и позвольте самому вашему телу гасить большую часть высокочастотных колебаний.
На некоторых объективах Nikon имеется переключатель режимов работы VR: Normal и Active. Так вот, режим Active предназначен именно для таких экстремальных ситуаций, когда дрожит не только камера, но и всё вокруг ходит ходуном. При съёмке же из устойчивого положения следует выбрать режим Normal. Он рассчитан на меньшую амплитуду колебаний и в стандартных условиях работает более аккуратно.
Очень короткая выдержка
VR и IS очень хорошо работают и при коротких выдержках, особенно с длиннофокусными объективами, где можно ощутить разницу.
Благодаря современной цифровой технике мы можем сразу оценить результат, что было невозможно при съемке на пленку. Если изображение даже немного размыто, это легко увидеть на экране камеры.
Таким образом, снимки даже при выдержке 1/1000 секунды с 300-мм объективами могут стать лучше при использовании стабилизатора. Я использую его все время.
Хотя система стабилизации не реагирует на высокие частоты вибрации, эти вибрации никогда не были проблемой для короткой выдержки.
Проблема при съемке с короткой выдержкой та же самая – вибрация с частотой 0,3 Гц – 30 Гц. Короткая выдержка уменьшает влияние вибрации, поэтому VR не так эффективна при короткой выдержке, однако, с длиннофокусными объективами, которые очень чувствительны к вибрациям, VR и IS весьма полезны.
С короткофокусными объективами на коротких выдержках, как правило, вибрация не является проблемой, однако, стабилизатор может улучшить положение вещей и здесь, насколько это возможно.
Хотя вибрации высокой частоты не являются проблемой, они могут порождать субгармоники, попадающие в диапазон 0,3 Гц – 30 Гц, которые усиливаются длиннофокусными объективами. Как раз с такими вибрациями эффективно справляется система стабилизации.
FeiyuTech SPG
Рис. 1.
Отличный стабилизатор для телефонов и экшн-камер GoPro от компании FeiyuTech. Хоть производитель родом из Китая, но умеет выпускать качественную продукцию.
Стедикам отличается высоким качеством материалов и превосходной сборкой.
Данный стедикам обеспечивает отличную стабилизацию по всем трем осям, имеет управляющие элементы на ручке и способен работать от одной зарядки 8 часов.
Отличный результат. К управляющим элементам относятся: кнопка спуска затвора, джойстик для управления осями стабилизации.
Стедикам выполнен из легких современных материалов. Его весь вместе с аккумулятором составляет всего 350 грамм.
Это почти рекорд. Со смартфоном устройство общается при помощи передатчика Bluetooth.
Универсальное крепление позволяет использовать с ним смартфоны любого типа и размера. Также возможно использование экшн-камер типа GoPro.
Цена у стабилизатора адекватная. Его приобретение не пробьет ощутимой бреши в семейном бюджете.
Positives
- отличная трехосевая стабилизация;
- малый вес;
- качественная сборка;
- продвинутая система моторов;
- приличное время автономной работы;
- универсальное крепление;
- синхронизация с мобильным приложением;
- поддержка экшн-камер;
- органы управления на ручке;
- адекватный ценник.
Отказы
VR и IS системы могут иногда выйти из строя и работать с ошибками. Если это случилось, отключите их, пока не появится возможность сдать объектив в ремонт.
Мой первый Canon 28-135mm IS имел интересный дефект стабилизатора. Он хорошо работал на длинных выдержках, но при дневном свете и коротких выдержках снимки получались хуже!
Я отослал его к Canon по гарантии, и Canon быстро заменил систему, в результате чего объектив стал работать без сбоев.
Вот почему я всегда проверяю вновь купленные объективы. Снимаю со стабилизацией и без нее, при разных выдержках и фокусных расстояниях, чтобы узнать, где я получу наилучшие результаты. Таким образом вы сможете даже поймать редкий заводской дефект.

Эта тема закрыта для публикации ответов.